1С для системы образования
С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, в т.ч. федеральный стандарт «Аренда», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда"). В силу п. 2 СГС «Аренда» объекты имущества, полученные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды.
СГС "Аренда" не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС «Аренда» (до 1 января 2018 г.):
Такие разъяснения содержатся в разд. II методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).
В бухгалтерском учете пользователя (арендатора) объекты следует отражать на счете 01 при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429):
Если приведенные условия не выполняются, объект прав в случае операционной аренды должен учитываться на счете 111 40 «Права пользования активами» (п. 151.1 Инструкции № 157н).
Актив, полученный учреждением в бессрочное безвозмездное пользование, можно квалифицировать как объект учета операционной аренды на льготных условиях (пп. 12, 26 СГС «Аренда»). Разъяснения даны в письме Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794.
Отсутствие каких-либо платежей за помещение (например, возмещения стоимости коммунальных услуг и эксплуатационных расходов) само по себе не говорит о том, что применять СГС «Аренда» не нужно. Важно, чтобы функции по содержанию имущества были официально возложены на другую организацию.
Очевидно, в рассматриваемом случае эти расходы погашаются за счет средств ссудодателя. Использование бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, оказанных арендаторам (ссудополучателям), без их возмещения арендаторами (ссудополучателями), а также использование бюджетных средств на содержание имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование), квалифицируется как нарушение. См., например, п. 3.3 Методических рекомендаций по оценке правомерности и эффективности предоставления и использования субсидий на выполнение государственного задания, утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 19.06.2014 № 31/01-05, см. письмо Минимущества России от 17.09.2001 № НГ-30/16725.
Раз в неделю мы отправляем подборку самых популярных новостей, интересные статьи.
Возврат к списку
Получите консультацию специалиста
или позвоните нам:
Заполните форму и мы свяжемся с вами
Нажимая кнопку "Оставить заявку" вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных